задать свой вопрос |
Отвечает Роман Ларионов, юрисконсульт компании «Гарант»
Обязан ли работодатель регистрировать обращение работника и отвечать на него?
Я обратился к работодателю с заявлением в письменной форме о проведении проверки моего рабочего места на соблюдение СанПиН (в помещении проводится ремонт, шум мешает работать). Обязан ли секретарь регистрировать это обращение? Обязан ли работодатель в письменной форме ответить мне на обращение? // Руслан
На основании части 1 ст. 21, части 1 ст. 219 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором. В свою очередь, положениями ст. 22, ст. 212 ТК РФ установлена обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК РФ). К таким факторам, безусловно, относится и уровень шума. Санитарные нормы, устанавливающие предельно допустимые уровни шума на рабочих местах (СН 2.2.4/2.1.8.562-96), утверждены и введены в действие постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.1996 № 36 (раздел 5 «Нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума на рабочих местах»). Пункт 1.2 Санитарных норм устанавливает их обязательность для всех организаций и юридических лиц на территории РФ независимо от форм собственности, подчинения и принадлежности и физических лиц независимо от гражданства. Если в организации не соблюдаются нормальные условия труда или работник считает, что его рабочее место организовано неправильно, то согласно разъяснениям специалистов Роструда он может обратиться в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), который вправе провести проверку соблюдения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов (включая уровень шума), в территориальный орган Роструда — государственную инспекцию труда, а также в суд. Работник также может обратиться, в том числе с письменным заявлением, напрямую к работодателю о проведении проверки соответствия условий труда санитарным нормам. Вместе с тем необходимо учитывать, что в положениях ст. 21 ТК РФ (регламентирующей основные права работника) отсутствует право работника на получение от работодателя письменного ответа на обращение, а в положениях ст. 22 ТК РФ (устанавливающей основные обязанности работодателя) отсутствует обязанность работодателя предоставлять работнику ответы на его письменные обращения. Согласно ст. 62 ТК РФ работодатель обязан не позднее трёх рабочих дней со дня подачи работником письменного заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой. Однако обязанность работодателя письменно отвечать на иные обращения работников ни данной статьёй, ни другими положениями законодательства не установлена. Подтверждение данной точки зрения можно обнаружить в разъяснениях Роструда и в судебной практике. Принимая во внимание, что обязанность работодателя отвечать на заявления работников законом не установлена, то, соответственно, не установлен и предельный срок, в течение которого работодателем такой ответ должен быть дан. Также отмечу, что трудовое законодательство не предусматривает и обязанности работодателя вести журнал или иной документ, в котором бы фиксировались письменные заявления работников. Соответственно, если работник желает зафиксировать факт подачи им заявления, это может быть сделано любым произвольным образом: например, путем проставления на остающейся у работника копии отметки о дате, времени и получателе — представителе работодателя, выдачи расписки или справки о получении и т.п.
31.05.2021
|