задать свой вопрос |
Отвечает Роман Ларионов, юрисконсульт компании «Гарант»
Работник на удалёнке заболел, но работает. Оплатят ли больничный?
Сотрудник работает дистанционно. В отношении работника поступил электронный листок нетрудоспособности. Обязан ли работодатель оплатить листок нетрудоспособности, если работник будет выполнять свою работу в период болезни?
В настоящее время выдача листков нетрудоспособности осуществляется преимущественно в электронном виде. Согласно ч. 8 ст. 6 Закона № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу во всех случаях за календарные дни, приходящиеся на соответствующий период, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в ч. 1 ст. 9 Закона № 255-ФЗ. Следовательно, факт наступления у работника временной нетрудоспособности порождает у работодателя обязанность по выплате соответствующего пособия. Листок нетрудоспособности является документом, подтверждающим освобождение гражданина от работы на указанный в нём период, а также права застрахованного лица на получение пособия по временной нетрудоспособности. При этом факт отражения в информационной системе сведений об оформленном на работника листке нетрудоспособности не обязывает страхователя в любом случае начислить пособие по временной нетрудоспособности, в том числе если это противоречит действующему законодательству. Если работник добровольно приступает к труду в период, когда он, по мнению врача, нетрудоспособен, у работодателя нет оснований не допускать его к работе, поскольку такое основание, как временная нетрудоспособность работника, не поименовано среди оснований отстранения от работы, за исключением отстранения от работы в соответствии с медицинским заключением, согласно которому работнику противопоказано выполнение работы, обусловленной трудовым договором (что не относится к рассматриваемому случаю). Соблюдение работником больничного режима в период его временной нетрудоспособности трудовой обязанностью работника не является. Трудовое законодательство не устанавливает ни способы контроля со стороны работодателя за соблюдением режима при временной нетрудоспособности, ни право контролировать соблюдение работником режима. При этом на работодателе лежит обязанность учитывать отработанное работником время. Кроме того, работодатель обязан выплачивать работникам заработную плату за отработанное ими время. Невыплата заработной платы является нарушением трудового законодательства, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ. За период, хоть и указанный врачом в листке нетрудоспособности, но фактически отработанный, работнику должна выплачиваться заработная плата. Невыплата пособия по временной нетрудоспособности в такой ситуации не является нарушением действующего законодательства, и не должна повлечь за собой негативные последствия для организации.
27.03.2023
|